Каких правил этикета следует придерживаться в театре?

Трудно перечислить, сколько правил этикета разом нарушил пушкинский герой. Впрочем, он сделал это не по незнанию, а намеренно, поскольку ставил себя выше светских условностей. Опоздание в театр и вход в зал после поднятия занавеса считается главным нарушением этикета, ведь тот, кто «идёт меж кресел по ногам», мешает и актёрам, и зрителям. Теперь вы знаете, каких еще правил этикета следует придерживаться в театре.

Сегодня во многих театрах билетёры не разрешают опоздавшим заходить в партер после третьего звонка, но во времена Онегина артисты не пользовались таким уважением - они принадлежали к низшему сословию в отличие от «чистой» публики. Только хорошее воспитание удерживало человека от того, чтобы заходить в зал после начала спектакля и уходить до его окончания подобно Евгению Онегину:

Ещё амуры, черти, змеи

На сцене пляшут и шумят...

А уж Онегин вышел вон.

Каких правил этикета следует придерживаться в театре?

До начала спектакля положено проходить на своё место спиной к сцене и лицом к сидящим зрителям. В антракте или по окончании представления по ряду проходят лицом к сцене, демонстрируя тем самым уважение к артистам. И в том и другом случае надо смотреть себе под ноги, чтобы никого не задеть.

Лорнирование, т. е. рассматривание в лорнет других зрителей, особенно дам, в XIX в. было признаком невоспитанности или испорченности. В наши дни считается неприличным наводить на незнакомых людей театральный бинокль. Знакомым, сидящим в другом ряду, полагается кивнуть, но не перекрикиваться с ними, даже если занавес ещё не поднят.

Во время спектакля не разрешается также есть, шуршать программками, разговаривать (в том числе и комментировать действие), вставать с места.

Аплодисменты - это награда артистам. В театре аплодируют по окончании каждого действия, иногда - при появлении известного актёра и после удачно сыгранной сцены. На концерте приняты аплодисменты в конце каждого исполненного произведения. Свист и крики - неэтикетное проявление восторга.

Посещение театра, особенно премьеры, часто становится торжественным событием. В этом случае зрители надевают нарядную одежду: мужчины - тёмные костюмы или смокинги, женщины - вечерние платья и перчатки. Уместны экзотические наряды, дорогие украшения. На дневные спектакли одеваются скромнее, чем на вечерние.

При этом не следует злоупотреблять духами, поскольку сильный запах может не понравиться вашим соседям.

Женщина, пришедшая в театр в шляпке, должна спросить у сидящих сзади, не мешает ли им её головной убор, и при необходимости снять его.

Однако строгого дресс-кода для посещения театра нет, если оно не является протокольным мероприятием, например частью культурной программы для высоких гостей. Спектакли идут и в будние дни, и порой люди приходят в театр сразу после работы. Современный этикет не имеет ничего против повседневной одежды, а публика молодёжных и экспериментальных театров часто одета в рваные джинсы, кроссовки, сандалии на босу ногу. Такой внешний вид не считается нарушением приличий.